• DOI 10.31509/2658-607x-2020-3-3-1-2
  • УДК 630.90+658.11

О некоторых положениях Концепции Лесного кодекса РФ

 

© 2020 г.           С.А. Мошников*, А.М. Крышень, А.Н. Пеккоев, В.А. Харитонов

 

Институт леса – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской академии наук», Россия, Республика Карелия, 185910, Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11

*E-mail: moshniks@krc.karelia.ru

Поступила в редакцию 10.09.2020

Принята к печати 28.09.2020

Рассматриваются вопросы функционирования государственных лесохозяйственных организаций (ГЛХО), создание которых предложено в Концепции Лесного кодекса РФ. Обсуждаются возможные юридические и финансовые сложности деятельности ГЛХО и взаимодействия между участниками лесных отношений в России.

Ключевые слова: Концепция, Лесной кодекс, государственные лесохозяйственные организации

В целом предлагаемая Концепция Лесного кодекса (Гагарин, 2020) выводит его на другой значительно более высокий уровень по сравнению с действующим документом. Мы в данной публикации остановимся только на одном сложном и противоречивом вопросе – о государственных лесохозяйственных организациях.

Согласно п. 3.6.2 Концепции, в целях ведения лесного хозяйства в эксплуатационных и защитных лесах планируется создание лесохозяйственных организаций. Учреждаться они будут органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Принятие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений о предоставлении государственным лесохозяйственным учреждениям земельных участков из состава лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование реализует право собственника лесов на самостоятельное ведение лесного хозяйства и получение дохода от такой деятельности (п. 3.6.5). Здесь возникает первый вопрос. В начальной      версии Концепции (по состоянию на 20.12.2019), создание ГЛХО планировалась в эксплуатационных и защитных лесах, не предоставленных в долгосрочное пользование или в доверительное управление частным предпринимательским структурам. И это, на наш взгляд, было правильным уточнением. В обсуждаемой редакции стало неясно, возможно ли создание ГЛХО на лесных участках, находящихся в настоящее время в долгосрочной аренде? Если да, то кто будет вести лесное хозяйство в них и на каких условиях будут строиться взаимоотношения между ГЛХО и арендаторами?

В представленном на обсуждение варианте Концепции допускается и частное (негосударственное) управление лесами (п. 3.6.6) путем заключения с физическими и юридическими лицами на конкурсной основе лицензионного соглашения на ведение лесного хозяйства. При этом такое соглашение заключается только в случае принятия органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения о нецелесообразности ведения в государственных лесах (или их части) лесного хозяйства силами государственных лесохозяйственных организаций. Вопрос – что может послужить причиной принятия решения о нецелесообразности? Учитывая, что финансирование ГЛХО будет складываться из получаемых от лесохозяйственной деятельности доходов, т.е. на коммерческой основе, то основной причиной представляется экономическая нецелесообразность. И если это невыгодно для государственной организации, то что в этом объекте может заинтересовать добросовестного (именно добросовестного) частного лицензиата, учитывая, что он должен обеспечить в лесах, предоставленных ему для ведения лесного хозяйства, выполнение работ, не только связанных напрямую с заготовкой древесины, но и, к примеру, обнаружение и тушение лесных пожаров? Таким образом, в Лесном кодексе необходимо четко прописать основания и процедуру принятия подобного решения с целью исключения возможности для коррупции.

Много вопросов вызывает предложенное в Концепции право ГЛХО на реализацию древесины не только посредством выдачи краткосрочных лицензий на заготовку древесины гражданам и юридическим лицам (отпуск древесины на корню), но также в виде круглых лесоматериалов и (или) дров. Важно отметить то, что в предыдущей версии документа (по состоянию на 20.12.2019), данное право ГЛХО предполагалось только в виде отпуска древесины на корню. По нашему мнению, это дополнение значительно изменяет сущность предлагаемой Концепции.

Еще один спорный момент: ГЛХО, исходя из представленного документа, будут наделены не только правом ведения хозяйства, но и контрольными функциями. Согласно пункту 3.6.3 Концепции, для обеспечения задач по охране и защите лесов в составе ГЛХО формируется государственная лесная охрана, обладающая правами на предупреждение, выявление и пресечение действий, приносящих ущерб лесам. К ее задачам относятся охрана лесов от незаконных рубок, а также предупреждение и тушение лесных пожаров. При этом, должностные лица будут наделяться правами проверять документы, разрешающие заготовку лесных ресурсов и их транспортировку, составлять протоколы (акты) о лесонарушениях, направлять в соответствующие государственные органы протоколы о лесонарушениях для привлечения лесонарушителей к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, возмещения нанесенного вреда. Таким образом, у должностных лиц ГЛХО, как представителей хоть и государственной, но занимающейся в том числе предпринимательской деятельностью структуры, на наш взгляд, возникает достаточно широкий перечень полномочий и в новом Лесном кодексе следует очень четко урегулировать вопросы их применения.

В целом все указанные выше вопросы сводятся к тому, что Концепция должна обеспечить следующие условия для участников лесных отношений в России: 1) исключить преференции ГЛХО перед частным бизнесом; 2) исключить возможность коррупционных правонарушений в лесном хозяйстве.

И, в заключении, еще некоторые сомнения, связанные с финансовой деятельностью ГЛХО. Учреждение ГЛХО, которые, как планируется, будут осуществлять и заготовку древесины, возложено на субъекты РФ. В то же время следует понимать, что для организации такой деятельности необходимы: 1) квалифицированные и, соответственно, высокооплачиваемые кадры и 2) дорогостоящая техника, соответствующая ремонтная база и т.д. Все это требует серьезных финансовых затрат. Готовы ли регионы брать на себя такую нагрузку? Кроме того предполагается, что доход от продажи древесины на корню и иных лесных ресурсов, а также доход от оказания лесохозяйственных услуг будет поступать на счета ГЛХО и будет служить основным источником для финансирования лесного хозяйства. В то же время в России достаточно большая площадь занята лесами, характеризующимися довольно низкой продуктивностью, при этом относящимися к категории эксплуатационных или защитных (по признаку удаленности от промышленной и социальной инфраструктуры). По всей видимости именно эти леса окажутся в сфере деятельности ГЛХО, хватит ли получаемых в таких условиях доходов на их содержание и финансирование лесного хозяйства?

Таким образом, на наш взгляд, в сфере деятельности ГЛХО в Концепции и впоследствии в Лесном кодексе должны быть жестко ограничена коммерческая составляющая, четко сформулированы полномочия и источники финансирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гагарин Ю.Н. Концепция проекта федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации» // Вопросы лесной науки. Т.3. № 3. 2020. С. 1-45.