• DOI 10.31509/2658-607x-2020-3-3-1-4
  • УДК 630*23

Восстановление леса в Концепции проекта федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации»

© 2020 г.     В.А. Харитонов, А.Н. Пеккоев, С.А. Мошников

Институт леса – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской академии наук»

Россия,  Республика Карелия, 185910, Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11

E-mail: haritonov@krc.karelia.ru

Поступила в редакцию 10.09.2020

Принята к печати 28.09.2020

В статье отмечена актуальность Концепции проекта Федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации». Рассмотрен один из разделов данной Концепции (пункт 3.7.10), касающийся вопросов лесовосстановления. Подчеркивается важность предлагаемого в Концепции подхода, предусматривающего более гибкое правовое регулирования технологических вопросов лесовосстановления с учетом региональных, лесорастительных и экономических условий. Отмечены вопросы, требующие пояснения или более детального раскрытия.

Ключевые слова: Концепция, Лесной кодекс,  лесное хозяйство, лесовосстановление, лесные культуры, подрост

Со времени принятия «Лесного кодекса Российской Федерации» (2006) прошло почти полтора десятилетия. За это время к нему было разработаны мночисленные поправки,  которые, однако, принципиально не решали проблем, назревших в лесной отрасли.

Научным советом по лесу РАН была предложена Концепция проекта Федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации» (Гагарин, 2020). В данной Концепции сделана попытка изложить основные подходы, направленные на совершенствование законодательной системы по государственному управлению лесами Российской Федерации. В новом документе уделяется значительно больше внимания лесным экосистемам, как важнейшему компоненту биосферы планеты, обладающему средообразующими и климаторегулирующих функциями и биоресурным потенциалом. Основополагающим положением Концепции является идея перехода от освоения естественных лесов, как только источника древесины, к организации хозяйственной деятельности, направленной на выращивание на доступных лесных землях высокопродуктивных лесных насаждений. При этом подчеркивается, что необходимо соблюсти баланс между экологическими, экономическими и социальными аспектами развития лесного хозяйства, а также обеспечить сохранение лесов для будущих поколений.

Принимая участие в обсуждении новой Концепции, мы высказывали свои замечания, задавали вопросы, вносили поправки. В связи с этим хочется выразить признательность авторам Концепции за оказанное нам доверие принимать участие в разработке важного для страны документа. Часть наших замечаний была учтена в последней редакции Концепции проекта.

В данной публикации мы ограничиваемся обсуждением пункта Концепции 3.7.10. Лесовосстановление. В целом этот пункт достаточно хорошо проработан. Вместе с тем, здесь присутствуют некоторые положения, которые требуют уточнения и более детального раскрытия.

Так, например авторы Концепции отмечают, что искусственное лесовосстановление  «…применяется в целях повышения производительности лесов и сокращения сроков оборота рубки лесных насаждений, прежде всего за счет применения посевного (посадочного) материала с улучшенными наследственными свойствами». На наш взгляд, говорить о сокращении сроков оборота рубки можно относительно древостоев, выращенных из сохраненного подроста. Искусственное лесовосстановление, особенно при использовании посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами должно быть направлено, прежде всего, на повышение производительности лесов, улучшение товарной структуры древостоев и качества выращиваемой древесины. А оборот рубки, связан в первую очередь с возрастом рубки древостоя, закрепленным на законодательном уровне. Поэтому упоминание о сокращении сроков оборота рубки при искусственном лесовосстановлении нецелесообразно.

В соответствии с разделением эксплуатационных лесов на зоны интенсивного лесного хозяйства и экстенсивного лесопользования Концепция предусматривает различные подходы к планированию лесовосстановительных мероприятий. Так, «в зоне интенсивного лесного хозяйства эксплуатационных лесов искусственное лесовосстановление носит обязательный характер в случае невозможности обеспечения восстановления лесосек целевыми породами естественным путем, а также на вырубках и площадях, на которых уничтожен подрост хозяйственно ценных пород». В тоже время несколько ниже по тексту приводится следующее положение: «В зоне интенсивного лесного хозяйства естественное лесовосстановление осуществляется в случае соответствия сохраняемого подроста целевым породам, выращивание которых является целью лесного хозяйства, определенной лесоустройством». Главным оценочным критерием для планирования естественнного возобновления является наличие на вырубке жизнеспособного подроста хозяйственно ценных пород. В приведенных выше формулировках это положение звучит недостаточно ясно. Поэтому мы считаем, что в зоне интенсивного лесного хозяйства выбор способа лесовосстановления должен быть сформулирован более четко и категорично – нет сохраненного подроста – следует планировать искусственное возобновление.

Вместе с тем, отличительной чертой северных лесов является широкая распространенность сосняков с относительно бедными сухими почвами, где ведение интенсивного лесного хозяйства также может быть экономически целесообразным. Многолетняя практика показала, что на вырубках в лишайниково-брусничных типах леса для успешного возобновления сосны не обязательно наличие подроста, достаточно проведения мер содействия последующему естественному возобновлению (оставление семенников и обработка почвы). В опубликованной Концепции (Гагарин, 2020) эти особенности не отражены.

Требует уточнения определение искусственных лесов. В Концепции приведена следующая формулировка – «К искусственно созданным лесам относятся насаждения, в которых доля лесных культур составляет 50% и более». Однако не ясно, в каком возрасте насаждения следует применять данный критерий и что подразумевается под 50% – количество стволов, абсолютная полнота или запас древесины.

Принимая во внимание всю сложность лесных отношений, в Концепции следует пояснить значение термина «доверительное управление» на ведение лесного хозяйства.

Безусловным положительным моментом Концепции является отказ от излишнего регулирования технологических вопросов лесовосстановления. Это позволит лесопользователю проявлять гибкость в планировании лесовосстановления с учетом региональных, лесорастительных, экономических, технических условий и др. На наш взгляд такой подход будет способствовать своевременному и качественному воспроизводству лесов, повышению их продуктивности и товарности, выполнению лесами своих многосторонних защитных, водоохранных и социальных функций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гагарин Ю.Н. Концепция проекта федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации» // Вопросы лесной науки. Т.3. № 3. 2020. С. 1-45.

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ.